В Петербурге создали первую в Россию систему беспроводной зарядки электротранспорта

Первую в России систему беспроводной зарядки электротранспорта разработали ученые Санкт-Петербурга. Об этом во вторник сообщила пресс-служба ИТМО. "Ученые ИТМО и компания "Яблочков" разработали первую в России систему беспроводной зарядки электротранспорта. Она не требует громоздких коннекторов, проводов, проста и безопасна в использовании. С помощью системы можно будет зарядить любой электротранспорт - от электромобиля до электробуса. Для этого требуется только припарковать транспортное средство", - говорится в сообщении. Отмечается, что в перспективе технологию можно внедрить в городскую среду, например, на остановках общественного транспорта или паркингах, она абсолютно безопасна для человека. Система работает за счет магнитной резонансной связи передатчика и приемника. Приемник крепится на днище электромобиля, а передатчик размещается под дорожным покрытием. По данным пресс-службы, для демонстрации разработки ученые создали опытный образец, который передает мощность 11 кВт на расстояние до 300 мм, эффективность зарядки достигает 95%. Он поддерживает международный стандарт беспроводной зарядки электромобилей SAE J2954. В будущем ученые планируют оптимизировать устройство и увеличить его мощность до 50 кВт, тогда зарядка автомобиля будет занимать всего час. А в перспективе разработчики создадут полноценную зарядную станцию мощностью 300 кВт, чтобы заряжать электробусы или автономные погрузчики, которые используются в портах или на предприятиях, за 30 минут.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/16985613

Ученые создали прозрачную керамику для мощных лазеров

Ученые разработали технологию синтеза прозрачной нанокерамики: она обладает повышенной прочностью и может использоваться в электронной, оптической, оборонной, атомной, аэрокосмической, медицинской отраслях. - Ее можно использовать в диапазоне температур от космического холода до ракетных двигателей. Но наша цель - создание мощных лазеров на основе этого материала, - уточнили в Уральском федеральном университете. Как рассказал соавтор разработки, доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества Арсений Киряков, в методе получения такой нанокерамики в 1990-х годах прозрачность достигалась спеканием зерен. Теперь же решено было действовать наоборот: исследователи сохраняют зерна размером в 20-30 нанометров за счет высокого давления, при этом они так компактно прилегают друг к другу, что готовое изделие получается без трещин, за счет чего достигается прозрачность. Технологию синтеза "подсмотрели" у алмазов. Но углерод заменили на оксиды магния и алюминия. Особенность новинки в том, что в матрицу введены оптически активные центры, в том числе люминесцентные. - Когда мы производим накачку матрицы, эти центры будут выдавать порцию энергии в виде лазерного излучения. По итогу получатся эффективные люминофоры, которые могут найти свое применение в качестве функционального материала для экранов смартфонов, ТВ, а также мощных твердотельных лазеров, - сказал Киряков. Аналоги материала существуют, например, в США и Китае. Но отечественная технология, по заверениям разработчиков, не уступает зарубежным. Правда, пока о производстве такой нанокерамики в промышленных масштабах говорить преждевременно, хотя лабораторные образцы уже существуют.

Источник: https://rg.ru/2023/02/07/reg-urfo/uchenye-sozdali-prozrachnuiu-keramiku-dlia-moshchnyh-lazerov.html

Собянин: российская платформа электромобилей на заводе "Москвич" будет готова за два года

Собственную российскую платформу электромобилей на базе завода "Москвич" планируется создать в течение двух лет, сообщил во вторник мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. "Вы дали добро на создание кластера в Москве электромобилей. Мы, несмотря на попытки заблокировать производство автомашин в Москве, возобновили производство "Москвича" на базе бывшего производства Renault. Планируем за два года сделать собственную российскую платформу электромобилей и начинать производить уже собственные автомобили", - сказал Собянин. Он добавил, что автомобили будут иметь большинство комплектующих, произведенных в России. О "Москвиче" Французская компания Renault владела московским автозаводом с 1998 года. В марте 2022 года она объявила, что закрывает предприятие и покидает российский рынок. Столичный завод "Рено Россия" стал собственностью правительства Москвы. Сейчас завод переименован в АО "Московский автомобильный завод "Москвич". Ранее заммэра Москвы Максим Ликсутов сообщил ТАСС, что серийная сборка авто на заводе "Москвич" началась 23 ноября 2022 года. Планируется, что в 2023 году завод произведет 50 тыс. автомобилей, часть из которых в том числе пойдет на обновление парка каршеринга в Москве, области и других регионах России. "Москвич-3" - городской кроссовер. Он оснащен бензиновым двигателем мощностью 150 лошадиных сил и 210 Нм крутящего момента. Автомобиль будет предлагаться покупателям с автоматической или механической коробкой передач.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/16983173

Кабмин расширил возможности получения жилищного сертификата для молодых ученых

Правительство России расширило возможности получения жилищного сертификата для молодых ученых, сообщил во вторник премьер-министр Михаил Мишустин. "Обязательно к празднику мы какие-то решения пытаемся принять, чтобы поддержать в том числе молодых ученых. У нас есть одно решение. Мы расширили возможность получения жилищного сертификата молодым ученым", - сказал он в ходе беседы с представителями научного сообщества в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Мишустин напомнил, что раньше получить его могли научные работники, подведомственные министерству науки и образования. "Сегодня мы расширяем возможность его получения на молодых ученых и вузов, академических вузов - не важно, под чьим они руководством находятся. Это в том числе и медицинские вузы, это и сельхозвузы, это и культурные все, в том числе педагогические университеты", - отметил премьер. Мишустин выразил уверенность, что это будет способствовать в том числе и развитию науки и образования.

Источник: https://tass.ru/nedvizhimost/16984837

В России создали революционный способ переработки аккумуляторов

Ученые СПбГУ создали быстрый и простой способ переработки графитовых анодов из батарей и аккумуляторов. По словам авторов исследования, их технология может быть легко встроена в существующие цепочки по утилизации литийионных элементов питания. Это значительно снизит затраты на производство техники и уменьшит вредное воздействие на природу. Результаты исследования опубликованы в Journal of Environmental Chemical Engineering. Как рассказали химики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), литийионные батареи широко используют в электронике (телефонах, планшетах, ноутбуках, фотоаппаратах, видеокамерах, электромобилях, электробусах и так далее). Переработка пришедших в негодность элементов питания имеет большое значение для экологии и экономики. Она позволяет снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду, извлекать и повторно использовать в промышленности ценные металлы, катодные и анодные материалы. Одной из важных частей литийионных батарей и аккумуляторов являются графитовые аноды. Сложность переработки графита из них состоит в том, что традиционными методами утилизации аккумуляторов (пиро- и гидрометаллургия) технически невозможно получить графит (он сгорает в процессе), а методами прямой переработки получается графит, на поверхности которого в процессе эксплуатации в аккумуляторе образуется нестабильный и неоднородный твердый электролитный слой. Ученые предложили способ переработки анодов, который позволит эффективно проводить очистку графита. А также формировать на его поверхности электропроводную и устойчивую к деградации структуру – слой оксида графена. "Мы предложили простой, быстрый и дешевый способ переработки отработанных анодов с помощью плазменного разряда над поверхностью жидкости при измельчении графита в порошок. Этот процесс занимает всего 30–60 минут", — рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник кафедры электрохимии СПбГУ Евгений Белецкий. В результате переработки получается графит, поверхностно модифицированный оксидом графена. Полученный материал сохраняет внутреннюю структуру. Это обеспечивает сохранение электроемкости, заложенной производителем, и обеспечивает ее прирост. Технология позволяет повторно использовать графит при изготовлении литийионных аккумуляторов. Как отметил Белецкий, потребление энергии при использовании данного метода составляет от 6,9 до 28 Вт⋅ч на 1 кг графита. Это в сотни раз меньше, чем в традиционных методах переработки. Исследование проведено в рамках Стипендии президента РФ № СП-1045.2022.1. “Плазмоэлектрохимическая переработка использованных электродных материалов литийионных аккумуляторов для повторного применения в энергозапасающих устройствах”. В работе использовались ресурсные центры "Нанотехнологии", "Оптические и лазерные методы исследования вещества", "Физические методы исследования поверхности", "Рентгенодифракционные методы исследования" Научного парка СПбГУ.

Источник: https://ria.ru/20230207/nauka-1850066857.html