В России создали 20-кубитный квантовый компьютер

Российские ученые создали 20-кубитный квантовый компьютер - на 4 кубита больше, чем представленный в 2023 году самый мощный в России, в планах - 50-кубитный, сообщил в интервью ТАСС сооснователь Российского квантового центра, советник генерального директора госкорпорации "Росатом" Руслан Юнусов, являющийся одним из создателей отечественного квантового компьютера.

В 2023 году президенту России Владимиру Путину продемонстрировали 16-кубитный квантовый компьютер на ионах, на котором с помощью облачной платформы запущен алгоритм расчета молекулы. На тот момент это был самый мощный квантовый компьютер в стране.

"В рамках дорожной карты по квантовым вычислениям мы разработали 20-кубитный квантовый компьютер. Мы его реализовали на ионной платформе. Также у нас есть 25-кубитный компьютер на атомной платформе. У нас есть планы от 50 до 100 кубитов. До конца этого года должны успеть 50 сделать", - сказал он.

Квантовая дорожная карта

В ноябре 2019 года Росатом объявил о запуске проекта по созданию отечественного квантового компьютера. Стоимость проекта оценивается в 24 млрд рублей. Для реализации этих задач в 2020 году была создана Национальная квантовая лаборатория, куда вошли "СП "Квант", Российский квантовый центр и 19 ведущих вузов страны.

В декабре 2023 года заместитель руководителя научной группы в Российском квантовом центре, научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН Илья Семериков стал лауреатом премии "Вызов" за создание ионного квантового процессора с использованием многоуровневых квантовых систем.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/20046919

Российские ученые изобрели первое компактное мотор-колесо для электромобилей

Ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, Челябинск) изобрели и изготовили мотор-колесо для электромобилей, которое меньше аналогов примерно на 25%, а также экономичнее на 20%. Об этом ТАСС сообщил профессор кафедры электропривода, мехатроники и электромеханики Политехнического института ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор Сергей Ганджа.

"Проблема заключалась в том, что все существующие мотор-колеса имеют большие габариты и массу, либо ограниченный диапазон регулирования параметров движения. Это приводит к повышенному потреблению заряда батареи, установленной на транспорте. Кроме того, их сложно использовать в гоночных автомобилях с широким диапазоном скоростей и моментов. А нам совместно с кандидатом технических наук Иваном Чуйдуком и группой молодых ученых впервые в России удалось решить задачу диапазона частоты вращения при меньших примерно на 25% габаритах мотор-колеса", - сказал собеседник агентства.

По его словам, существенное влияние на уменьшение габаритов оказал встроенный в мотор-колесо планетарный двухвенцовый редуктор, который разработал доктор технических наук, профессор кафедры колесных и гусеничных машин Сергей Кондаков. Совместными усилиями компактное мотор-колесо успешно создали и испытали.

Научная задача была решена за счет особой конструкции индуктора вентильного электродвигателя комбинированного возбуждения, в котором ученые впервые объединили мощные постоянные магниты и обмотку возбуждения. "Магниты сократили объем и массу двигателя, а обмотка позволяет расширить диапазон регулирования параметрами движения за счет изменения магнитного потока. Конструкция позволила уменьшить общие потери и повысить коэффициент полезного действия на 5-7%, по сравнению с зарубежными аналогами", - пояснил доктор технических наук.

Он добавил, что в перспективе созданное мотор-колесо подобной конструкции можно применять при изготовлении легкового и грузового электротранспорта как обще промышленного, так и специального назначения. "А что касается коммерческого электротранспорта грузоподъемностью до 10 тонн, то использование в конструкции таких колес позволит достичь значимого эффекта экономии за счет освобождения подкапотного пространства и размещения тягового электропривода в объеме диска колеса. Это позволяет, с одной стороны, увеличить комфорт для водителя за счет размещения сервисных систем, с другой стороны, позволяет разместить больший объем накопителя электроэнергии и тем самым увеличить пробег без дозарядки. По сумме всех факторов машины с такими колесами до 20% экономичнее расходуют заряд своей батареи и на 30% увеличивают дистанцию пробега от одного заряда", - сказал ученый.

Южно-Уральский университет сфокусирован на междисциплинарных проектах в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году он победил в конкурсе по программе "Приоритет-2030". Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра "Передовые производственные технологии и материалы", созданного для объединения потенциалов образовательных и научных организаций реального сектора Свердловской, Челябинской и Курганской областей по нацпроекту "Наука и университеты".

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/20043643

Чернышенко заявил, что сотрудничество с ОАЭ успешно развивается в образовании и спорте

Сотрудничество России и ОАЭ успешно развивается в сфере образования, технологий и спорта. Об этом рассказал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, комментарий которого приводит пресс-служба Министерства спорта РФ.

Чернышенко на Играх будущего в Казани провел рабочую встречу с министром образования ОАЭ, председателем Главного управления спорта ОАЭ Ахмадом аль-Фаласи. На ней стороны обсудили совместные проекты в области науки и высшего образования, а также инициативы в сфере спорта.

"ОАЭ - стратегический партнер России в ближневосточном регионе, - сказал Чернышенко. - Сотрудничество России и ОАЭ развивается по многим направлениям, таким как наука, спорт, образование, туризм. Но довольно плотные отношения у нас сложились как раз в области образования, которое я, так же, как и вы, курирую в своей стране. Совместные усилия направлены в том числе на процедуру взаимного признания дипломов, квалификации и ученых степеней на территории ОАЭ. Отдельно отмечу высокий уровень организации третьего форума Федерации ректоров российских и арабских университетов в Шардже. В рамках десятилетия науки и технологий, объявленного президентом России Владимиром Путиным, учитывая взаимный интерес между государствами, нам важно продолжать регулярное взаимодействие в сфере образования".

Он добавил, что во время осмотра объектов Игр будущего делегация смогла наблюдать подготовку спортсменов из ОАЭ. Вице-премьер РФ выразил уверенность, что спортсмены ОАЭ достойно выступят на первых соревнованиях по фиджитал-спорту.

Аль-Фаласи поблагодарил за гостеприимство и отметил, что Россия является дружелюбной страной и важным партнером ОАЭ. "Безусловно, отношения России и ОАЭ очень сильны в дипломатическом, экономическом, политическом и культурном плане. Также надеемся на развитие отношений в сфере спорта. Россия была и будет одной из самых великих спортивных держав. Мы будем следить за развитием фиджитал-спорта", - подчеркнул аль-Фаласи.

Министр спорта РФ Олег Матыцин отметил новаторство России в проведении уникального технологичного турнира "Игры будущего" и выразил уверенность, что его ждет большое будущее. "Студенческий спорт - основа развития гармоничной личности, синергия образования и спорта дает студентам навыки командной работы, усидчивость и целеустремленность, уважение к соперникам и желание достигать все больших и больших высот. Создание в ОАЭ Российского университета позволит укрепить спортивные традиции наших стран, расширить совместный план спортивных мероприятий, развивать новые форматы спортивных соревнований. Мы рады приветствовать команду ОАЭ на соревнованиях по фиджитал-футболу в рамках Игр будущего и уверены, что спортсмены приобретут на этом турнире уникальный опыт и новых друзей", - сказал Матыцин.

Источник: https://tass.ru/sport/20043669

Хуснуллин: инфраструктурные и казначейские займы привлекли в экономику РФ 1,8 трлн рублей

Проекты, реализуемые в регионах с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, позволили привлечь в экономику России за два года 1,8 трлн рублей. Об этом заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин. "Благодаря реализации проектов за счет ИБК и СКК в 2022-2023 годах было введено в эксплуатацию 17 млн кв. м жилья, создано почти 100 тыс. рабочих мест, в отрасль привлечено 1,8 трлн рублей внебюджетных инвестиций", - процитировали его в сообщении на сайте правительства России.

Хуснуллин отметил, что эти два механизма - "рабочие инструменты, которые повышают качество жизни". С помощью ИБК в России в сейчас реализуются более 400 проектов, в том числе строительство метро в крупных городах и возведение таких транспортных артерий, как Витебская развязка в Санкт-Петербурге и обход Тольятти. Первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин добавил, что к 2038 году благодаря проектам с привлечением СКК планируется ввести в эксплуатацию около 16 млн кв. м жилья, создать более 4 тыс. маршрутов общественного транспорта и снизить стоимость закупки энергии и ремонта сетей для предприятий ЖКХ. "За последние два года с привлечением средств бюджетных кредитов регионы уже ввели в эксплуатацию более 250 объектов коммунальной, социальной, транспортной, туристической инфраструктуры, включая детские сады, школы, свыше 120 км дорог, а также обновили более 5 тыс. единиц общественного транспорта", - сообщил генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов.

В пресс-службе правительства России напомнили, что инфраструктурные бюджетные кредиты и специальные казначейские кредиты входят в состав социально-экономической инициативы "Инфраструктурное меню". В рамках ИБК до 2025 года между 83 регионами были распределены 1 трлн рублей, которые будут использованы в более 950 проектах и мероприятиях. В рамках СКК были распределены 190 млрд рублей преимущественно на проекты в сферах ЖКХ, пассажирских перевозок и мастер-планирования городов Дальнего востока.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/20035291

В России создадут «Цифровое небо» для безопасного применения гражданских авиабеспилотников

АО «ГЛОНАСС» совместно с «Платформой НТИ» и лидерами отрасли беспилотной авиации разработали концепцию «Цифрового неба России». Об этом на форуме «Сильные идеи для нового времени» рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. Проект был отобран экспертами Агентства стратегических инициатив в ТОП-1000 и далее в ТОП-40 идей.

Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич отметил, что многие страны мира пытаются найти способы безопасной интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство. При этом даже с учетом разнообразия уже доступных сегодня технологий, универсального и быстрого решения пока никто не нашел. Проект «Цифрового Неба России» станет уникальным эталонным проектом опережающего развития, обеспечит глобальное лидерство и технологический суверенитет России. Разрабатываемая концепция гармонично объединяет все существующие технологии и платформы в общую среду «Цифрового неба», при этом учитывая перспективы развития этих технологий и вероятность появления принципиально новых решений на горизонте 20 и более лет.

Для безопасной интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство крайне важно развивать гибридные сети связи.

«Связность играет ключевую роль в решении задачи построения «Цифрового неба». АО «ГЛОНАСС», будучи государственным виртуальным оператором мобильной связи с максимальным радиопокрытием на территории России, сделало важный шаг в этом направлении - мы разработали и протестировали уникальную спутниковую технологию связи. Наша технология не имеет аналогов на рынке, использует действующую российскую спутниковую инфраструктуру и исключает зависимость от ушедших иностранных операторов спутниковой связи. Возможности использования этого решения намного шире беспилотной авиации, он нацелен в первую очередь на повышение безопасности миллионов транспортных средств, которые сегодня передвигаются в зонах без сотовой связи за счет использования спутниковых каналов для аварийного оповещения на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС»», - отметил Райкевич.

Выпуск беспилотных машин на дороги невозможен без «цифровых двойников» автотрасс. Для беспилотной авиации будет сформировано такое же решение – «цифровой двойник неба России», объединяющий комплексно всю информацию о самом небе, в частности, метеоданных и особенностей зон применения. Концепция интегрирует беспилотные воздушные суда одновременно и как физические, и как цифровые объекты, которые генерируют данные, в единую защищенную архитектуру, основанную на принципах бесшовности. Связность напрямую влияет на возможность полноценной реализации идеи цифрового двойника неба.

Концепции «Цифрового неба России» также предполагает создание цифрового транспортного права и внедрение сквозного межотраслевого регулирования. «Это естественная эволюция отрасли права, обусловленная появлением новых объектов в воздухе, - рассказал глава АО «ГЛОНАСС». - Мы понимаем, что перспективные беспилотные воздушные суда должны будут одновременно учитывать разделенное сегодня воздушное, космическое и ИТ законодательство. А гибридные беспилотники земля-воздух просто не смогут работать без цифрового права, объединяющего все среды применения транспорта».

Эталонная модель единой архитектуры «Цифрового неба» будет готова к масштабированию на рынки дружественных Российской Федерации государств.

«Это первоочередной перечень мероприятий, который нам предстоит выполнить. Мы уверены, что технологическое партнерство компаний-лидеров позволит преодолеть межотраслевые барьеры и будет способствовать переходу к новой парадигме использования цифрового воздушного пространства, послужит основой для появления бизнес-идей и дальнейшего развития отрасли», - заключил Алексей Райкевич.

Источник: https://aoglonass.ru/news/digital-nebo