В России разработали коленный протез с микропроцессорным управлением

Предприятие "Металлист" госкорпорации "Ростех" разработало бионический коленный модуль "Комета" с микропроцессорным управлением для протезирования нижних конечностей, сообщила корпорация.

"Московское производственное объединение "Металлист" (МПО "Металлист") госкорпорации "Ростех" разработало бионический коленный модуль "Комета" со встроенным микропроцессором для протезирования нижних конечностей. Модуль способен работать от одной зарядки 10 дней, что является на сегодняшний день недостижимым показателем для производителей аналогичных изделий", - говорится в сообщении.

Отмечается, что бионический коленный модуль "Комета" предназначен для пользователей протезов со средним и высоким уровнем двигательной активности. Встроенный в протез микропроцессор собирает и обрабатывает данные в режиме реального времени со скоростью более тысячи раз в секунду, а нейросеть предсказывает ритм и рисунок ходьбы. Это позволяет использовать протез в различных вариантах - от спокойного шага до легкого бега. Сверхпрочный корпус модуля изготовлен методом аддитивной печати из уникального российского сплава РС-553 и защищает электронные компоненты от деформаций и механических поломок.

"Потребность в средствах протезирования на российском рынке высокая. Ранее продукция поступала из-за рубежа. Сейчас комплектующие для протезов мы производим на предприятиях "Ростеха", успешно выполняя мероприятия по импортозамещению. Наши изделия, в том числе не имеющие российских аналогов, сопоставимы с лучшими иностранными образцами и оптимальны по соотношению цены и качества", – приводится в сообщении комментарий заместителя генерального директора "Ростеха" Максима Выборных.

Благодаря привлечению к проектированию коленного модуля врачей, реабилитологов, протезистов и активных пользователей протезов разработчикам удалось создать устройство, отвечающее требованиям конечных потребителей, а по некоторым параметрам – превосходящее мировые аналоги. В серийное производство новый модуль будет запущен после завершающих испытаний в первом квартале 2024 года, отмечается в сообщении.

МПО "Металлист" – старейшее протезное предприятие России, производитель широкого ассортимента комплектующих для отрасли протезно-ортопедических изделий. Госкорпорация "Ростех" объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Развивает в том числе высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 триллион рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.

Источник: https://ria.ru/20231213/protez-1915455029.html

В ЮУрГУ откроется Передовая инженерная школа "Сердце Урала"

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) вошел в число вузов-победителей конкурсного отбора федерального проекта "Передовые инженерные школы" (ПИШ) и получит в 2024 году государственное финансирование в размере 230,4 млн рублей на создание ПИШ "Сердце Урала". Школа, которая начнет работу уже в 2024 году, призвана аккумулировать лучшие практики, передовой производственный опыт, научные достижения и обеспечить их передачу новым поколениям инженеров, сообщили РИА Новости в пресс-службе университета.

ПИШ создается в ответ на вызовы, стоящие перед российской отраслью машиностроения в целом и специального транспортного двигателестроения, в частности. В ситуации резкого повышения спроса на продукцию отрасли, предприятиям-партнерам ПИШ требуется оперативно заместить ушедшую с рынка продукцию зарубежных производителей. Растет запрос на новые, конкурентоспособные продукты, отвечающие современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду. Часть задач, стоящих перед отраслью, стратегические для России. Среди них реализация мегапроекта по производству средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе для обеспечения технологического суверенитета.

В то же время существует проблема нехватки квалифицированных кадров, которая частично может быть решена за счет повышения производительности труда и повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий.

Проекты ПИШ

Создавать передовые машины специального назначения- заложено в историческом коде ЮУрГУ при его создании, как политеха Танкограда в 1943 году, сообщил директор ПИШ Сергей Таран.

"Школа создается на базе традиций, опыта, навыков, умений и истории Челябинского политеха, а ныне Южно-Уральского государственного университета, который в свое время славился тем, что был, в первую очередь, направлен на подготовку инженеров в области машиностроения и двигателестроения. Сохранив нашу историю и потенциал, мы ставим перед собой задачу воссоздать школу специального транспортного двигателестроения. Наши выпускники-инженеры будут создавать новую, современную технику на предприятиях, которые занимаются производством, в первую очередь, дизельных двигателей и продукции на их основе", – рассказал он РИА Новости.

По его словам, на протяжении последних 10 лет в университете совместно с крупными предприятиями транспортного машиностроения уже реализуются проекты по созданию спецтехники нового поколения в рамках импортозамещения и импортоопережения.

Предполагается, что к 2030 году в ПИШ будет создано более 20 продуктов, обеспечивающих технологический суверенитет в трех магистральных направлениях: "двигатели гражданского и специального назначения", "спецтехника для умных городов" и "интеллектуальные системы управления спецтранспортом".

По каждому из направлений имеются заделы, и совместно с предприятиями-партнерами сформированы дорожные карты. Среди конкретных примеров – перспективные гибридные силовые установки, роботизированные транспортно-технологические платформы и системы управления для них.

ЮУрГУ обладает компетенциями в создании сложных машин и механизмов, востребованных рынком. Предприятия-партнеры и университет уже сейчас располагают парком уникального испытательного и исследовательского оборудования. Для реализации задач ПИШ необходимо дальнейшее развитие и совершенствование научно-образовательной инфраструктуры. Соответствующие расходы уже заложены в инвестиционные программы предприятий партнеров, поддержку оказывают правительство Челябинской области и Союз машиностроителей России.

Как изменится подготовка будущих инженеров

Образовательная модель ПИШ "Сердце Урала" строится как ответ на задачу, поставленную партнерами: подготовить инженеров – конструкторов, технологов и техностартеров – и команды специалистов, обладающих компетенциями в нескольких инженерно-технических областях и способных решать актуальные задачи промышленного комплекса Большого Урала.

"Уже сейчас мы начинаем работать со студентами магистратуры университета и применять новые образовательные практики, поскольку перед ПИШ стоит задача провести первый целевой выпуск уже в 2024 году. Также предстоящим летом мы будем набирать абитуриентов в магистратуру ПИШ. Мы будем работать со студентами с первого курса бакалавриата, наша задача – их вовлечь в инженерные науки, чтобы, окончив университет, они осознанно шли работать на предприятия", – рассказал Сергей Таран.

С 2018 года в вузе реализуется модель проектно-ориентированного образования, которая включает в себя проектно-ориентированные магистратуру и бакалавриат и факультативную проектную деятельность. ПИШ будет готовить специалистов с компетенциями в двух и более инженерно-технических областях и с навыками предпринимательства.

Для этого будет внедрен комплекс новых образовательных программ. В первую очередь, будет создана магистратура двух типов: профессиональная, которая будет готовить кадры для отрасли, и исследовательская – для подготовки научно-педагогических кадров.

Для студентов ПИШ разработаны программы базового высшего образования "Перспективные двигатели" и "Специальная техника умного города". Обучение будет проводиться по заданиям индустриальных партнеров в проектных командах под руководством опытных наставников. Стажировки и сопровождение проектов со стороны предприятий-партнеров помогут готовить команды инженеров, способные в короткие сроки интегрироваться в производство.

До 2030 года планируется подготовить свыше 1500 инженеров, вовлечь в инженерное творчество более 40 тысяч школьников, переподготовить и повысить квалификацию более чем 700 сотрудникам предприятий отрасли.

Проект ПИШ предусматривает постепенное развертывание научной и образовательной инфраструктуры, отметил Сергей Таран.

"Мы будем создавать образовательные программы нового качества и формировать пять образовательных пространств в четырех городах Большого Урала. Центральным объектом станет Межуниверситетский кампус мирового уровня Челябинской области. Одновременно с этим создается распределенный индустриальный комплекс, включающий крупный инженерно-исследовательский центр в городе Миассе, лабораторный комплекс в Нижнем Тагиле, кампус для подготовки кадров и развития инновационного потенциала региона в Кургане", – сообщил он.

Университет объединит в Кольцо ПИШ пять ключевых индустриальных партнеров на территории Большого Урала, семь технологических лидеров и 14 университетов по всей России. По замыслу создателей, это позволит участникам проекта обмениваться компетенциями, образовательными ресурсами, студентами и командами, отбирая и концентрируя лучшие практики в интересах отрасли и воспитания новых инженеров.

Источник: https://na.ria.ru/20231213/yuurgu-1915370873.html

 

В Челябинске открыли завод импортозамещающего нефтяного оборудования

Завод "Буран", который будет выпускать замещающее импорт оборудование для нефтяных скважин, открыли в Челябинске. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе правительства Челябинской области.

"Мы открываем новое предприятие, необходимое для нашей экономики, для нефтегазового сектора. Здесь будет производиться ответственная часть оборудования для добычи нефти и газа. Еще недавно большую часть этого оборудования производили иностранные компании, так что это наш ответ на санкции, наш ответ на задачу, которую поставил президент, - технологический суверенитет, импортозамещение и импортоопережение", - цитирует губернатора Челябинской области Алексея Текслера пресс-служба.

Уточняется, что новое предприятие открылось на территории Челябинского тракторного завода. На нем установлены станки последнего поколения. Оно будет производить подвески хвостовиков, пакеры, технологическую оснастку для цементирования, муфты для многостадийного гидравлического разрыва пласта, перфорированные фильтры.

По данным пресс-службы, на сегодняшний день на заводе работают порядка 80 человек. В ближайшее время предприятие перейдет на круглосуточный режим, число вакансий будет увеличено до 300. В перспективе количество рабочих мест составит 1,5 тыс.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19507613

Тракторы с ИИ обработали за первый год применения в России более 2,3 млн га земли

Массовое применение тракторов с автопилотом, оснащенным искусственным (ИИ) интеллектом, началось в России в 2023 году, за год они обработали более 2,3 млн га земель. Экономия предприятий, использующих данную технику, составила более 5 млрд рублей, сообщили ТАСС в компании-разработчике Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).

Компания производит систему автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Agro Pilot на базе технологий искусственного интеллекта, которая позволяет механизатору доверить управление техникой роботу-помощнику. По оценке компании Cognitive Pilot, автоматическая обработка беспилотным трактором позволяет повысить производительность до 25%, а также до 20-40% экономить удобрения и семена. Массовое внедрение в АПК России тракторов с этой системой, не имеющей аналогов в мире, началось в 2023 году.

"Компания Cognitive Pilot подвела итоги работы тракторов, оснащенных системой автопилотирования Cognitive Agro Pilot на основе искусственного интеллекта в России в 2023 году. Всего умной техникой было обработано более 2,3 млн га", - сообщили в пресс-службе.

Всего в 2023 году в российских хозяйствах в период с марта по ноябрь отработало 312 тракторов с Cognitive Agro Pilot. Из них 54 единицы - тракторы "Кировец", серийно комплектуемые автопилотами Cognitive Agro Pilot на Петербургском тракторном заводе. Выгода от применения автопилота Cognitive Agro Pilot для одного трактора составила в среднем 2,6 млн рублей в год на поле в 1 тыс. га или суммарно более 5 млрд рублей. "При средних размерах российских хозяйств до 10 тыс. га экономия от использования Cognitive Agro Pilot для одного хозяйства будет составлять уже десятки миллионов рублей. Для крупных хозяйств - миллиарды рублей", - цитирует пресс-служба слова главы отраслевой ассоциации "Интерагротех" Натальи Филипповой.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/19511379

ФСТ в 2024 году поддержит шесть проектов в сфере беспилотных авиасистем

Фонд суверенных технологий Национальной технологической инициативы (ФСТ НТИ) поддержит в 2024 году не менее шести проектов в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). Об этом сообщил ТАСС управляющий директор фонда Арсений Розинский. Ожидается, что все они будут связаны с беспилотными авиационными системами, среди рассматриваемых разработок - конвертопланы, энергоустановки для дронов и технологии 3D-печати для прототипирования.

"На следующий год запланировано финансирование не менее шести проектов. Поддержка каждого из них составит в среднем 260 млн рублей. Все они будут связаны с беспилотными авиационными системами", - сказал Розинский.

Он отметил, что для получения поддержки разработчикам необходимо подтвердить высокую стадию технологической готовности продуктов и потенциал востребованности продукции на рынке. Представитель фонда также сообщил о планах по созданию в 2024 году не менее четырех субфондов, которые позволят привлекать для поддержки проектов частные средства. Ожидается, что средний размер сделки составит 60 млн рублей и выше. "Направления [поддержки] - различные. Исходим из того, что одним из основных приоритетов является развитие сферы БАС. Помимо этого, планируем развивать смежные направления - от робототехники и радиоэлектроники до big data и искусственного интеллекта", - пояснил ТАСС Олег Романенко, заместитель генерального директора АО "Корпорация Попов радио".

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/19511605