"Трансмашхолдинг" в 2024 году начнет поставлять для метро Москвы поезда с новым дизайном

Поставки Московскому метрополитену поездов метро с новым экстерьером начнутся со следующего года, сообщили в пресс-службе "Трансмашхолдинга" (ТМХ).

"АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) завершило работу над дизайном экстерьера будущего поезда метро, который будет поставляться в Московский метрополитен начиная со следующего года", - рассказали в компании.

Дизайн экстерьера будущего поезда метро создавался специально для Московского метрополитена совместно Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ и департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

"Новым дизайнерским решением является объединение линий с маршрутным экраном, которое является отсылкой к современной графической концепции Московского метрополитена (линия рассекается символом и названием станции)", - отметили в ТМХ.

Световые блок-фары интегрированы в вертикальные стойки поезда и являются продолжением световой арки силуэтного света. Основными цветами нового поезда метро станут белый, синий и красный.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/18627317

В России запустили отечественный аналог образовательной платформы Coursera

Новая образовательная платформа под названием "Академика" с курсами от вузов и индустриальных партнеров запущена в России взамен платформы Coursera. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе компании Skillbox, которая является разработчиком платформы.

"В России запустилась новая EdTech-платформа "Академика" для обучения на программах от ведущих вузов и индустриальных партнеров. Ее задача - способствовать развитию онлайн-образования в стране с ориентиром на лучшие практики и подходы мировых лидеров IT-отрасли", - рассказали в пресс-службе.

Отмечается, что пользователям уже открыт доступ к более чем 200 различным образовательным программам таких российских вузов, как НИУ ВШЭ, МГИМО, МФТИ, РУДН, НГУ, ТГУ и НИТУ МИСИС. Также доступны программы Центра государственно-частного партнерства, Skillbox и Фонда развития онлайн-образования. Общая сумма инвестиций, как рассказали в Skillbox, в создание образовательной онлайн-платформы превысила 140 млн рублей. "Меморандум о сотрудничестве между VK, Skillbox и ведущими вузами страны и намерение запустить образовательную платформу с онлайн-курсами было озвучено в июне прошлого года на ПМЭФ", - напомнили в пресс-службе.

Что внутри

Как пояснили в Skillbox, на платформе представлено восемь ключевых направлений и более 100 тем, включая разработку, дизайн, маркетинг, фотографию и другие, а внутри каждого направления пользователь может выбрать отдельную тему. Общее количество загруженных курсов от академических партнеров уже превышает 200 наименований. До конца года, как запланировано, количество обучающих программ увеличится до 300, в том числе за счет материалов индустриальных партнеров.

Каталог образовательных программ доступен для всех пользователей без регистрации, отмечают в компании. "Программы можно отфильтровать не только по направлению, но и интересующему вузу или индустриальному партнеру, длительности и сложности, языку прохождения и стоимости обучения. Для регистрации необходимо ввести только имя, фамилию и адрес электронной почты. После регистрации пользователь получает доступ к личному кабинету", - добавили в пресс-службе.

"Все обучающие программы относятся к коротким образовательным курсам - их продолжительность варьируется в среднем от одного до четырех месяцев", - отметили в Skillbox.

Уход Coursera

Образовательная платформа Coursera в марте 2022 года прекратила сотрудничество с преподавателями и организациями из России. В июне 2022 года VK, Skillbox и ведущие вузы России подписали меморандум о сотрудничестве и намерении запустить образовательную платформу с онлайн-курсами.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/18624739

В России разработали новый материал для суперконденсаторов

Ученые ОмГТУ совместно с коллегами из ОНЦ СО РАН усовершенствовали материал для энергонакопительных устройств. По их словам, предложенный композит на основе углеродных нанотрубок может накапливать в пять раз больше заряда, чем стандартно используемый. Результаты исследования опубликованы в журнале "Физика твердого тела".

Суперконденсаторы (или ионисторы) – достаточно новый и перспективный вид энергонакопительных устройств. Их удельная емкость (количество накапливаемого заряда на единицу массы) в 100 тысяч раз и более превышает емкость обычных конденсаторов. По сравнению с литийионными аккумуляторами они способны значительно быстрее накапливать и отдавать накопленный заряд, обеспечивая тем самым высокую мощность.Как объяснили специалисты, благодаря этому суперконденсатор может применяться как источник резервного питания для такого аккумулятора, обеспечивая его стабильную работу в момент пиковых нагрузок. Например, в момент быстрого набора высоты беспилотным летательным аппаратом суперконденсатор способен сгладить "просадку" напряжения в системе электропитания.

В настоящее время такие устройства применяются в качестве источников питания в предпусковых устройствах для "холодного" старта двигателей, импульсных излучателей и даже электронных замков, а также в качестве источников основного и дополнительного питания электротранспорта. Возможность быстрой зарядки суперконденсаторов позволяет эффективно использовать их в системах рекуперации энергии, выделяемой при торможении электротранспорта.

Ученые Омского государственного технического университета (ОмГТУ) сообщили, что традиционно для изготовления электродов суперконденсаторов применяются различные углеродные материалы. Они обладают высокой электропроводностью, но не имеют способности накапливать большой заряд.

Среди таких материалов выделяется особый вид – углеродные нанотрубки, высокая прочность и гибкость которых делают их привлекательными для формирования новых композитов.

С другой стороны, исследователи отметили, что оксиды некоторых переходных металлов (рутения, марганца, никеля, кобальта) могут обладать значительно большей удельной емкостью, но в чистом виде в качестве электродного материала суперконденсаторов их не используют из-за высокого электросопротивления. Специалисты ОмГТУ предложили распределять оксиды металлов по поверхности углеродных нанотрубок, что позволит решить эту проблему и одновременно повысить площадь активной поверхности электродного материала, а следовательно, повысить и удельную емкость.

"В нашей работе мы покрывали поверхность углеродных нанотрубок сплошными слоями оксида марганца. Это позволило повысить количество заряда, который способен запасать материал, в 3–4 раза в зависимости от величины разрядного тока", – рассказал доцент кафедры физики ОмГТУ Сергей Несов.

По его словам, дальнейшая термическая обработка композитного материала приводит к преобразованию сплошных слоев оксида марганца в наночастицы размером не более 20 нанометров, которые прочно закрепляются на поверхности углеродных нанотрубок за счет образования химических связей. Удельная емкость такого материала при этом повышается практически пятикратно по сравнению с "чистыми" углеродными нанотрубками.

Ученые считают, что полученные в работе результаты расширяют базу экспериментальных сведений о структуре и свойствах наноматериалов, а разработанные лабораторные технологии получения эффективных электродных материалов для суперконденсаторов могут быть достаточно быстро масштабированы до полупромышленного и промышленного производства.

Дальнейшие исследования по данной тематике будут направлены на разработку материалов для создания эффективных суперконденсаторов с высокой удельной емкостью и стабильностью характеристик. Кроме этого, уже в настоящее время ведутся работы по изготовлению экспериментальных образцов суперконденсаторов с электродами на основе разработанного композитного материала.

Часть исследований выполнена с применением технопарков Санкт-Петербургского государственного университета, НИЦ "Курчатовский институт", а также оборудования лаборатории технологии химических источников тока Омского научного центра СО РАН.

ОмГТУ является участником государственной программы поддержки вузов "Приоритет-2030". Разработка ведется в рамках стратегического проекта ОмГТУ "Сверхширокополосная СВЧ-микроэлектроника".

Источник: https://ria.ru/20230831/nauka-1893155963.html

В ПНИПУ разработали метод 3D-печати протезов на основе углеродных волокон

Ученые создали 16 математических моделей, чтобы определить наилучшие характеристики материалов и их оптимальное распределение.

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали метод производства экзопротезов на основе 3D-печати и углеродных волокон. Разработка позволит создавать для людей, потерявших конечность, долговечные и качественные протезы, которые учитывают все индивидуальные особенности тела, рассказали ТАСС в университете. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Multiscale and Multidisciplinary Modeling, Experiments and Design.

"Ожидается, что полученные результаты позволят проектировать конструкции экзопротезов, сочетающие персонализированную геометрию, достигнутую благодаря возможностям 3D-печати, и улучшенные механические свойства благодаря использованию непрерывных волокон", - приводятся слова доцента кафедры "Динамика и прочность машин" ПНИПУ, ведущего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории "Механика биосовместимых материалов и устройств" Михаила Ташкинова. Он также отметил, что разработка важна для эффективной реабилитации пациентов с повреждением и потерей конечностей.

По словам исследователя, экзопротезы представляют собой внешнюю конструкцию, которая создает аналог потерянной конечности. Соединение между телом и протезом обеспечивает ортопедическая гильза. При ее проектировании необходимо учитывать геометрию оставшейся конечности и взаимодействие протеза с мягкими тканями. Ученые Пермского Политеха разработали модель такой гильзы экзопротеза, изготовленного методом 3D-печати из полимерных материалов, укрепленных углеродными волокнами.

Исследователи создали 16 математических моделей протеза, которые позволили изучить его механическое взаимодействие с мышечной тканью. Рассматривались модели с различным расположением углеродных волокон и различными полимерами. Так ученые определяли наилучшее сочетание свойств материалов, а также находили оптимальное расстояния между углеродными волокнами.

По словам Ташкинова, особый интерес для ученых представляло изучение взаимодействия между протезом и мышечной тканью. Поэтому они смоделировали мягкие ткани человека и исследовали их взаимодействие с протезом в каждой модели. В итоге было установлено, что при низкой упругости полимерного материала армирование углеродными волокнами играет важную роль в распределении напряжения в гильзе протеза. При этом наилучшие прочностные характеристики достигаются при равномерном распределении углеродных волокон.

Проектирование и моделирование гильзы протеза было выполнено в рамках исследований по программе мегагрантов, а исследование позиционирования углеродных волокон выполнено при поддержке Российского научного фонда.

О мегагрантах

Мегагранты - программа международного сотрудничества российских вузов и научных организаций с учеными мирового уровня и ведущими зарубежными научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций. Она стартовала в 2010 году, ее цель - создание в российских вузах и научных организациях исследовательских лабораторий мирового уровня под руководством ведущих ученых.

В рамках программы в ПНИПУ была открыта научно-исследовательская лаборатория "Механика биосовместимых материалов и устройств". Федеральная поддержка до конца 2023 года составляет 90 млн рублей.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/18617897

С 1 сентября в трех пунктах пропуска через государственную границу заработает система электронной очереди для грузовых транспортных средств

С 1 сентября в трех пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации заработает система бесплатного электронного резервирования даты и времени подъезда к ним для грузовых транспортных средств.

Первыми пунктами пропуска в стране, в которых внедрена электронная очередь для грузовиков, стали: Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой. В качестве пилотных определены наиболее загруженные пункты пропуска, в которых применение системы резервирования будет наиболее актуально.

В тестовом режиме система электронной очереди начала работу 30 августа. Начиная с 1 сентября можно будет полноценно использовать данный цифровой сервис.

Электронная очередь позволит обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска, распределять нагрузку на МАПП, сделать время прохождения границы прогнозируемым, сократить время ожидания (не нужно будет стоять в очереди по несколько часов) и снизить издержки перевозчиков.

Решение подразумевает использование двух сценариев: со специальной площадкой-накопителем для МАПП Бугристое и МАПП Чернышевское и без нее – для МАПП Забайкальск. Во втором варианте регулирование очередности проезда осуществляется непосредственно на выделенных участках автомобильных дорог.

Для бронирования даты и времени пересечения границы в одном из трех указанных пунктов пропуска грузоперевозчику необходимо будет зайти в специальный раздел на сайте ФГКУ Росгранстрой, выбрать пункт пропуска, зарегистрироваться в личном кабинете (создать логин и пароль), внести необходимые данные и выбрать дату и время пересечения границы. Для удобства пользователей в разделе размещены подробные инструкции.

Получить доступ к услуге можно будет также через терминалы самообслуживания, которые будут установлены в специально отведенных местах на площадке-накопителе или на подъездном участке дороги.

С 1 марта 2024 года граждане России смогут бронировать дату и время пересечения государственной границы на портале Госуслуг, граждане иностранных государств – в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Источник: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10845